Учебный план

Учебный план гимназии составлен в соответствии со следующими документами:

1. При реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года (4-11 классы):

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (со всеми последующими изменениями).

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

- Приказ Министра образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области».

- Письмо Управления образованием Люберецкого муниципального района от 30.08.2013 № 1128/01-12 «О реализации базисного учебного плана в 2013-2014 учебном году».

2. При реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (1-3 классы):

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009, регистрационный номер 15785) с изменениями.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011, регистрационный номер 19644).

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Министерстве юстиции России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Приказ Управления образованием Люберецкого муниципального района от 19.02.2013 № 083 «Об утверждении плана поэтапного перехода общеобразовательных учреждений Люберецкого муниципального района на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Письмо Управления образованием Люберецкого муниципального района от 30.08.2013 № 1128/01-12 «О реализации базисного учебного плана в 2013-2014 учебном году».

Учебный план определяет:

-       перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом;

-       распределение учебного времени между учебными предметами;

-       распределение учебного времени между федеральным, региональным и компонентом образовательного учреждения.

Учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения представлены все учебные предметы, отражающие требования федерального государственного образовательного стандарта.

Учебный план имеет кадровое, научно-методическое обеспечение и оснащение новейшей компьютерной техникой и информационно-коммуникационными технологиями, что дает возможность удовлетворить образовательные запросы учащихся. Работа по определению содержания учебного плана строится на основе непрерывности и последовательности в изучении циклов предметов на всех ступенях обучения.

Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения и развития, гуманитаризацию и информатизацию обучения, реализует запросы обучающихся и родителей.

Состоит учебный план из трех компонентов: федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательного учреждения. В федеральном компоненте определено количество учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются для расширенного  изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения элективных курсов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся.

Спецификой учебного плана гимназии является:

-       системно обоснованное расширение набора гуманитарных дисциплин и их углубление в соответствии с задачами статуса гимназического образования, базирующегося на гуманитарной составляющей;

-       внедрение информационных и коммуникационных технологий во все составляющие учебного процесса;

-       расширенное изучение русского языка и английского языка за счет увеличения часов (5-11 классы);

-       расширенное изучение обществознания в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету (7-9 классы);

-       изучение обществознания на профильном уровне (10-11 классы);

-       введение второго иностранного языка (немецкий/испанский по выбору) в 5-7 классах;

-       изучение экономики в 10-11 классах.

Учебный план составлен с учетом предельно допустимой недельной нагрузки учащегося, что защищает интересы, здоровье, психику ребенка.

Учебная нагрузка обучающегося в гимназии состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и части или всех часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения. В сумме она не превышает максимальный объём учебной нагрузки обучающегося.

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

 

Учебный план для I ступени обучения (1-4 классы) ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования и разработан для работы в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут, число уроков в день в сентябре-октябре – 3, в последующие месяцы не более 4-х. Реализация «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1-ом классе обеспечивается организацией адаптационного периода. Продолжительность уроков во 2-4-х классах – 45 минут. Во всех классах начальной школы введены динамические паузы.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» с 1 сентября 2011 года осуществляется переход на новый стандарт с 1 класса.

Учебный план для 1-3 классов позволяет реализовывать цели общеобразовательных программ и ориентирован на целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого обучающегося, создает условия для удовлетворения потребностей заказчиков образовательных услуг.

Учебный план для 4 классов составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении ФБУПа и примерных учебных планов  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

Учебный план первой ступени общего образования реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» изучаются на расширенном уровне с  целью более  прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно–речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.

В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы светской этики.

При изучении учебного предмета «Иностранный язык» (2-4 классы) предусмотрено деление класса на группы.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю и является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета  «Технология».

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

 

Учебный план для II ступени обучения (5-9 классы) ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность урока – 45 минут.

Учебный план для 5-9 классов составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении ФБУПа и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс, является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

В рамках регионального компонента на ступени основного общего образования, для ознакомления обучающихся со знаниями о родном крае, экономическом и социокультурном пространстве, традициях и обычаях, этикетных формулах общения, духовных основах взаимодействия людей, введен предмет «История Московской области» 8 классах. 

Предпрофильной подготовке отводится особая роль в целостном учебном процессе. Предпрофильная подготовка в 9 классе  предполагает  возможность выбора и реализации учащимися индивидуальной траектории своего дальнейшего развития, профильного образования в 10-11 классах в рамках приоритетных направлений гимназии: социально-экономического и социально-гуманитарного. Часы компонента образовательного учреждения отводятся на расширенное изучение и развитие содержания базовых предметов (русский язык, английский язык), на получение дополнительной подготовки для прохождения государственной итоговой аттестации в новой форме (алгебра), на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности (информатика и ИКТ), а также на элективные курсы в 8-9 класса для обеспечивающими подготовку обучающихся к осознанному выбору профиля обучения в 8-9 классах.

Деление классов на группы предусмотрено при изучении следующих предметов: иностранный язык, технология, информатика и ИКТ.

Спецификой  учебного плана в реализации программ основного общего образования является:

-       расширенное освоение английского языка в 5-6 классах – 5 часов в неделю, 7-9 классах – 4 часа в неделю;

-       изучение второго иностранного языка в 5-7 классах (немецкий и испанский языки);

-       изучение дополнительного предмета «Информатика и ИКТ» в 6-7 классах;

-       введение элективных курсов по выбору по русскому языку, литературе и экономике.

 

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

 

Учебный план для III ступени обучения (10-11 классы) ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность урока – 45 минут.

Учебный план среднего (полного) общего образования представлен в 10А и 11А классах социально-экономическим профилем, в 11Б классе – социально-гуманитарным профилем и составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении ФБУПа и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

Часы компонента образовательного учреждения отводятся на расширенное изучение и развитие содержания базовых предметов (русский язык, английский язык, биология), на получение дополнительной подготовки для сдачи единого государственного экзамена (алгебра и начала анализа), на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности (информатика и ИКТ), а также на элективные курсы для формирования активной жизненной позиции, успешной социализации и удовлетворения запросов обучающихся при выборе дальнейшего обучения или профессионального самоопределения.

Спецификой учебного плана в реализации программ среднего (полного) общего образования является:

-          для реализации программ гимназического статуса количество часов социально-гуманитарной составляющей (русский язык, обществознание, экономика) в классах старшей ступени больше базового уровня (расширенный или профильный уровень);

-          ряд часов гимназического компонента используется на элективные курсы гуманитарной направленности (русский язык, литература, история, обществознание);

-          в предмете «Математика» изучаются предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»;

-          изучение естественнонаучных дисциплин представлено вариативно с учетом интересов учащихся, с сохранением базового уровня по предметам «Физика», «Биология».

Предметы «ОБЖ», «География», «Искусство (МХК)» изучаются на базовом уровне.

В учебном плане 10А класса предусмотрено изучение предметов «География» и «ОБЖ» только в 10-м классе по 2 часа в неделю за общий курс среднего (полного) общего образования, а изучение предметов «Искусство (МХК)» и «Право» планируется в 11 классе по 2 часа в неделю. При изучении учебного предмета «Искусство (МХК)» и «Право» широко используется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, музейно-экскурсионная работа. Это служит формой разгрузки учащихся и оптимизации учебных нагрузок.

Деление классов на группы предусмотрено при изучении следующих предметов: английский язык, информатика и ИКТ, физическая культура.

СКАЧАТЬ Учебный план в формате Excel (xls)