Питание школьника

Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, а также сложное экономическое положение системы образования и страны в целом, было принято решение о создании и внедрении программы, которая в доступной и интерактивной форме обучала бы младших школьников правилам и принципам правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Программа «Разговор  о правильном питании» уникальный образовательный курс, направленный на формирование у детей основ культуры питания. Программа соответствует русским кулинарным традициям и помогает подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания. Опыт внедрения  убедительно  показывает, что «Разговор о правильном  питании»  оказывается полезным не только детям, но и для их родителей, помогая взрослым членам семей больше узнать о законах рационального питания.

Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая.

К тому же важно не только то, что ест ребёнок, но и как организованно его питание. Очень важно:

  • чёткое соблюдение режима питания;
  • питание ребенка должно быть полноценными и обеспечивать организм всем необходимым;
  • питание ребенка должно соответствовать ежедневным суточным энергетическим затратам организма. 

Для учащихся МОУ гимназия № 44 предусматривается двухразовое горячее питание, а также реализация (свободная продажа) буфетной продукции (готовых к употреблению продуктов промышленного производства и кулинарных изделий  собственной выпечки для дополнительного питания учащихся) в достаточном ассортименте.

Учащиеся получают  горячий  завтрак с в 9 часов до10 часов.  С 11 часов до 15 часов (после окончания занятий)  - обед в гимназии. Посещение детьми групп продленного дня разрешается только при организации их двухразовым питанием. Обед является обязательным для учащихся групп продленного дня.

Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски в завтраке используются сыр, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей (огурцы и помидоры) и фруктов (мандарины, яблоки, бананы, груши).  Завтрак обязательно содержит горячее блюдо – мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно - крупяное). В меню завтрака широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные творожные  пудинги, запеканки, йогурты.  Каши  чередуются с овощными блюдами  (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). В качестве основного горячего блюда используется рыба (припущенная или отварная).

При приготовлении крупяных гарниров используются разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячменную, перловую, рисовую, которые являются важными источниками многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная).  В рационе питания детей и подростков обязательно присутствуют молочно - крупяные блюда (каши).

В качестве горячих напитков в меню завтрака включаются чай, чай с лимоном, чай с молоком, горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, напиток из шиповника. При  наличии в составе завтрака горячего блюда в качестве напитка используются соки (овоще – фруктовый, яблочный).

Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего (напитка) блюд.    Обязательны горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным), на третье – напитки

(соки, кисели). Компоты из свежих или сухих фруктов. В меню обеда в качестве первых блюд входят самые разнообразные супы, кроме острых. Используются бульоны – куриный, мясной, рыбный, из них готовят супы заправленные овощами, крупами, фрикадельками.

В качестве вторых блюд – припущенная или отварная рыба, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по – строгановски  (бестроганов), тушеные овощи с мясом. В качестве гарнира  - тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры. Ежедневно  используется зелень: лук, укроп, петрушка, чеснок. Ежедневное использование зелени, овощей и фруктов способствует улучшению обмена веществ. Учащиеся понимают, что напитки – это ключ к здоровью  приготовленные самой Природой и с удовольствием их пьют.

Большую роль в развитии аппетита играет высокое качество продуктов, их кулинарная обработка, оформление и обстановка столовой.  Свежий воздух

(постоянно проводится проветривание и влажная уборка помещения), зеленые живые цветы, красивые занавески, тихая музыка – все это настраивает на спокойный лад, способствует легко настроиться на еду. Учащиеся с большой ответственностью относятся к дням дежурства в столовой, к оказанию помощи работникам столовой.

В МОУ гимназия № 44 проводится   большая разъяснительная работа по пропаганде  здорового питания среди обучающихся и их родителей. Проводятся беседы по программе «Разговор о правильном питании». Знания ученики должны получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки (на уроках технологии) способствуют получению знаний и умений учащихся по здоровьесбережению:

  • Кулинария.
  • Физиология питания.
  • Рациональное питание.
  • Овощи.  Блюда из овощей.
  • Заготовки продуктов на зиму.
  • Виды и правильное использование тепловой обработки продуктов питания.
  • Последовательность первичной обработки овощей.
  • Кисло-молочные продукты и блюда из них.
  • Блюда из фруктов и ягод.
  • Правила хранения продуктов для сохранения витаминов.

Классные руководители проводят беседы:

  • Законы здорового питания.
  • Питание школьника.
  • Витамины и здоровье.

Интересны и познавательны внеклассные мероприятия:

  • Овощи фрукты – кладезь витаминов.
  • Здоровое питание школьника.
  • Приглашение к чаепитию.
  • Напитки - это ключ к здоровью  приготовленные самой природой.
  • Приготовление винегрета с помощью невидимок (витаминов).
  • Этикет за столом.  Как и что подавать к столу.

В наше время некоторые ученики приходят в гимназию уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии

(нарушения зрения, осанки,  заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.

В МОУ гимназия № 44 проводится большая разъяснительная работа среди родителей по вопросам « Здоровое питание школьника».

 

Вопросы для родительского всеобуча.

  • Пищевые вещества и их роль в питании и здоровье ребенка.
  • Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании.
  • Принципы рационального питания.
  • Необходимость горячего питания во время занятий в гимназии.
  • Питание школьников в летнем лагере. Витамины в рационе питания.
  • Питание в особых условиях, требующих значительных энергетических  затрат (экзамены, конец зимы - начало весны).

 

Анкетирование учащихся «Правильно ли Вы питаетесь?» показывает, что учащиеся задумываются о своем питании, как о режиме, так и о рационе питания и постоянно заботятся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов.

По отзывам  родителей учащиеся осознанно относятся к своему здоровью, правильно питаются и ведут ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ благодаря и влиянию учителей и правильной организации работы сотрудников столовой МОУ гимназия №44.

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Посмотрите Методические рекомендации "Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" в формате Word. Рекомендации подготовлены на основе материалов, выполненных по заказу Минобрнауки России Институтом возрастной физиологии РАО