Здоровье

Образовательный процесс в гимназии адаптирован к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. В связи с этим в учебный план включены уроки здоровья с учетом возрастных особенностей детей, в режим работы введены мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения: утренняя физзарядка, физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, динамические паузы (в том числе на свежем воздухе), подвижные игры, занятия в спортивных секциях.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся: чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойство и психологический дискомфорт.

Были проведены наблюдения за состоянием здоровья обучающихся 1-х классов. В качестве критериев для его оценки были взяты четыре перечисленных ниже показателя, по которым можно дать комплексную характеристику состояния здоровья ребенка:

  1. Уровень и гармоничность физического развития, динамика этих показателей в течение года.
  2. Наличие хронических патологий и частота обострений хронических заболеваний в течение наблюдаемого периода;
  3. Частота острых заболеваний в течение года.
  4. Наличие отклонений в функциях опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

Анализ полученных данных о состоянии здоровья первоклассников позволяет сделать следующие выводы:

  1. Состояние здоровья детей, обучающихся в 1-х классах гимназии, следует признать неудовлетворительным ввиду преобладания среди них учеников, отнесенных ко 2-й и 3-й группам здоровья, большого количества ребят, подверженных хроническим заболеваниям, с дисгармонией в развитии.
  2. Ухудшение здоровья детей за учебный год произошло в основном за счет ослабления их зрения. Это свидетельствует о большом объеме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года (проверка не менее 3-х раз в год), проведения ежедневных упражнений для глаз, витаминизации питания.
  3. Большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует проведения регулярного подбора мебели, широкого применения массажа, лечебной физкультуры.
  4. Выявленные проблемы побуждают учителей к освоению методов контроля за состоянием здоровья детей.

Проведенные в гимназии исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительнее напряжение и больше утомление учеников, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.

В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

  • социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов.

Не вселяет оптимизма и анализ состояния здоровья учителей гимназии. Среди соматических заболеваний наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием длительного эмоционального перенапряжения. К сожалению, здоровье не занимает пока приоритетного места в иерархии потребностей педагогов. На сегодняшний день можно говорить об отсутствии валеологической культуры в среде педагогов.

В гимназии разрабатывается программа здоровья по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Основной частью программы стали уроки физкультуры, которые проводятся 3 раза в неделю.

Однако проблема сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса должна решаться не только на уроках физической культуры. Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса необходимо реализовать в программе развития гимназии три направления:

  1. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья ученика.
  2. Обеспечение формирования здоровье сохраняющих культурных традиций семьи.
  3. Обеспечение здоровье сохраняющей деятельности педагога.