ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Все материалы, доступные в сети и на сайте для просмотра или свободного скачивания

Интернет-ресурсы по ЕГЭ и ГИА представлены в разделе "Деятельность | ЕГЭ и ГИА"

На главную раздела

Урок «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4-го класса

Скачать: Юревич И.В. 2013 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика в формате PDF

Скачать: Иллюстративный и аудиоматериал к уроку в архиве ZIP

Тема: «Честь и достоинство».

Цель: анализировать и объяснять понятия «честь» и «достоинство», взаимосвязь этих понятий в жизни.

Задачи:
Образовательные: Учить объяснять, что такое честь и достоинство и зачем они необходимы людям.
Развивающие: Учить правильно делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Воспитательные: Создавать условия для обучения умению договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

УУД

Личностные УУД

  • Формиформирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • Форми этических чувств, доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);
  • Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
  • Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
  • Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Освоение знаний по теме «Граница между добром и злом»

Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся?

Регулятивные УУД: формирование форм рефлексии Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах

Познавательные УУД: формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика , формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания.

Планируемые результаты

Предметные: формирование понятий честь и достоинство , умения анализировать и объяснять понятия «честь» и «достоинство», устанавливать взаимосвязь этих понятий в жизни.
Личностные: учиться уважать людей, быть человеком чести, вести себя достойно.

Основные понятия: честь, достоинство

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык

Технология: проблемного обучения, групповая, критического мышления на основе анализа литературных текстов.

Оборудование: иллюстрация с изображением весов, портреты сказочных персонажей для актуализации знаний, карточки с определениями изучаемых слов для словаря, аудиозапись песен о людях чести, карточки для групповой работы с изображением людей разных профессий, рабочая карта урока ( у каждого уч-ся), медали с написанными на них пословицами, проектор, компьютер.

Дидактическая структура урока

I. Организационный момент. Время: 5 мин.

Приветствие.

Учитель: Вы знаете много сказок? Какие они бывают?
Ученики: Авторские и народные. Волшебные, бытовые и о животных.

Учитель: Какие поступки совершают герои этих сказок?
Ученики: Добрые и злые.

Учитель: У нас есть весы на доске. Распределите героев сказок по большему количеству тех или иных поступков: злых или добрых.
Ученики: Раскладывают картинки героев под словами добро и зло.

II. Проверка домашнего задания. Время: 2 мин.

Учитель: Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло?
Ученики: Дают определение.

Учитель: Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми?
Ученики: Мораль.

Учитель: Что такое долг?
Ученики: Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний. 

III. Изучение нового материала. Время: 10 мин.

Создание проблемной ситуации. Чтение учителем части рассказа о палаолимпийцах. После первой части учитель задаёт вопрос: «Как поступили бы вы в такой ситуации?» Учитель говорит о том , как поступили спортсмены. Дети высказывают свои предположения о том, как восприняли их поступок зрители. Какие качества проявили спортсмены? 

Учитель: Обратимся к словарю. Для обозначения таких поступков в русском языке есть слова: честь и достоинство (на экране –определения). Прочитайте, что об этом говорится в словаре Ожегова (Чтение определений в рабочей карте урока и один ребёнок - с экрана).

Учитель: Кто решил, что спортсмены проявили себя как люди чести? 
Ученики: Зрители

IV. Закрепление нового материала. Время: 10 мин.

Учитель: Где можно встретить человека чести? Вы прослушаете фрагменты песен, в которых об этом говорится. А несколько детей работают над групповым заданием - отвечают на этот же вопрос, анализируя изображения людей разных родов деятельности. Формулируют вывод.
Ученики: Слушают песни. Рассматривают картинки, формулируют ответ по плану.

V. Контроль. Время: 10 мин.

Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Косточка» и «Старый дед и внучек». Высказывание мнений по вопросу "Достойно ли поступил мальчик?".

Учитель: О поступке кого во втором рассказе мы должны поговорить?
Ученики: Родителей.

Учитель: Запишите в рабочую карту, какими чертами должен обладать достойный человек.
Ученики: Записывают черты личности в рабочую карту.

VI. Рефлексия. Время: 5 мин.

Учитель:

  • Насколько важными вы считаете чувства чести и достоинства?
  • Всегда ли вы можете сказать, что вас уважают окружающие и вы себя уважаете?
  • Что может помешать окружающим уважать человека?
  • Чем урок помог лично вам?
  • Как вы думаете, эти знания пригодятся в жизни?
  • Понравилось ли вам на уроке?

Ученики: Читают вопросы в рабочей карте. Отвечают на них.

VII. Домашнее задание. Время: 3 мин.

Учитель: За работу на уроке вы получите медали, да не простые. У каждого на ней написана пословица. Дома вы подумайте , о чём она.